Памятка для родителей
Почему мы зовем к ребенку Деда
Мороза?
Дед Мороз уже приходил к
малышу на елку в детский сад. И еще мы водили его на самые престижные
представления в городе, где Дед Мороз тоже обязательно был — высокий, нарядный,
с зычным голосом. Но нам этого мало. Мы непременно желаем, чтобы он пришел и к
нам домой, собственноручно вручил ребеночку купленный нами подарок. Почему?
Мы, взрослые, очень нуждаемся в волшебном, тоскуем о нем и не смеем в этом
признаться. Мы хотели бы верить в чудо, но наш возраст, статус и опыт жизненных
разочарований этого не позволяют. А малыш от этого всего еще свободен. Он в
Деда Мороза искренне верит. И мы, наблюдая ребенка в его доверчивой радости от
встречи с Дедом Морозом, смотрим в этот момент на мир его глазами и получаем
свой кусок эмоционального пирога от переживания чудесного.
Это такое родительское счастье — ждать в гости Деда Мороза с подарками (для
ребенка, конечно), читать вместе с малышом детские книжки, ходить в театр и в
музей.
Однако, приглашая к малышу Деда Мороза, нужно следовать некоторым правилам.
Правила встречи Деда МорозаК встрече с Дедом Морозом ребенок должен быть
психологически готов.
Дед Мороз — персонаж волшебного мира, волшебной сказки. Значит, ребенок уже должен
иметь доступ в сказочный мир. Это становится возможным тогда, когда детское
воображение уже проявляет себя, когда малыш уже научается играть с игрушками в
сюжетные игры — не просто складывать пирамидки и стучать кубиком о кубик, а
сооружать постройки, организовывать жизнь кукол и слушать волшебные сказки. То
есть в возрасте около четырех лет. «С четырех до шести» дети верят в Деда
Мороза, ждут его, вступают при встрече в контакт, выстраивают с ним игровые
отношения. Индивидуальные границы готовности, конечно, могут колебаться. И
некоторые малыши с удовольствием приветствуют новогоднего гостя и в три с
половиной годика — особенно, если они смелы и не боятся вступать в контакт с
незнакомыми.
По отношению к ребеночку
более младшего возраста (к примеру, двухлетнего) появление Деда Мороза не может
являться обязательной и желаемой составляющей праздника. Дед Мороз для него
прежде всего чужой, незнакомый взрослый. И он может сильно напугать малыша —
особенно, если явится во всем своем громогласном великолепии и постукивая
палкой.
В силу возрастных особенностей гораздо больший интерес для двухлетки
представляет елка — ее игрушки и огоньки, манипуляции с развешиванием гирлянд и
с кнопкой зажигания. Это можно «сценично» обставить: в определенный момент
подвести малыша к деревцу, сказать вместе с ним волшебные слова и предложить
нажать заветную кнопочку. Елочка загорелась — это уже чудо! Потом можно выйти
за дверь и «обнаружить» там подарок, оставленный Дедом Морозом. Слова «Дед
Мороз» могут и должны звучать: это заброс в будущее, обозначение перспективы. В
невидимом своем обличье новогодний волшебник принесет двухлеточке не меньше
пользы, чем в «натуральном» виде.
Иногда родители считают,
что без Деда Мороза праздник не состоится. Если эта идея так сильно засела у
них в голове, отсутствие Деда Мороза будет ощущаться как потеря, как
эмоциональная дыра. Это плохо, поскольку маленький ребенок очень чувствителен к
эмоциям взрослых.
Вы непременно решили показать малышу Деда Мороза? Учтите: этот Дед Мороз не
должен совершать никаких резких движений. Лучше, если он вообще будет стоять
смирно и молчать. Как в анекдоте. Никаких приветствий хорошо поставленным
актерским голосом, никаких песен и плясок. Дед Мороз должен притвориться
большой куклой, которую можно потрогать за бороду, а на шубе разглядеть звезды
и снежинки. То есть в отношении Деда Мороза требуется повторить все те
действия, которые вы уже проделали у наряженной елки: ребенку полутора-двух лет
удовольствие доставляет «предметная сторона вопроса». До развернутого,
самостоятельного, диалогического общения с незнакомым существом он еще не
дорос.
Несколько иначе
развивается ситуация, если малыш — не первый ребенок в семье, и у него есть
старший брат или сестренка, с нетерпением ожидающие Деда Мороза. Поведение и
эмоциональные реакции младшего двухлетки во многом определяются реакциями
старших. Внутри их общей жизни он невольно оказывается втянутым и в игровое
поле, и в предметные манипуляции с некоторым опережением, он копирует их
образцы поведения. Поэтому и Деда Мороза он скорее всего будет воспринимать
через призму эмоциональных реакций братьев и сестер. Но, возможно, в момент
появления гостя присутствие мамы, папы или другого близкого взрослого,
держащего ребенка за руку, не помешает: захочет малыш — подойдет поближе,
познакомится. Нет — довольно и того, что посмотрит на происходящее с некоторого
расстояния.
Ни в коем случае нельзя
форсировать «удовольствие» малыша любого возраста от общения с приглашенным
Дедом Морозом. Даже если приглашение стоит денег. Может, у взрослого в голове и
существует «программа» оплаченного взаимодействия: поздороваться с Дедом за
руку, потрогать бороду, спеть песенку, рассказать стишок, а потом получить из
мешка подарок. Но эта «программа» в реальности порой расходится с желаниями и
возможностями ребенка. Если ему боязно, неловко, некомфортно, ни в коем случае
нельзя настаивать на своем, уговаривать, подталкивать в объятия к Деду Морозу.
Никакой радости это не доставит.
И если сегодня малыш предпочитает общаться с Дедом Морозом на «дистанции»,
пусть так и будет. Может, так оно и лучше: кто их знает, этих волшебников?
Марина Александровская
газеты «Дошкольное образование» • Содержание №23/2008
|